WhatsApp%20Image%202020-07-04%20at%2011.

1932 - 2017 

Photographer's Autobiography

 

“My hobby for photography has started in the first post-WW2 years.

 At this time, there were no manuals, no photo clubs or any courses. Only the old textbooks were available, which explained how to photograph on glass plates and listed chemicals for processing that has long gone from the market.

The only Soviet-language magazine,"Soviet Photo" was published with socially oriented production photographs.

Photographic life revived in the mid-50's. There were colleagues - photography enthusiasts and brochures with basic information on photographic equipment. But the main breakthrough in the development of photography in all its diversity occurred after the start of the distribution in the Soviet Union of the wonderful Czech magazine-review "Photography". It became clear that photography is not a technical monster, but art.

My acquaintance with the talented Moscow photo master Alexander Vikhansky gave me a lot. His work opened for me another world - the world of art photography. The great influence of the Baltic photographers was undoubtedly - these are Gunar Binde, Wilheim Mikhailovsky and others. In the same years, the Odessa photo club was opened in my city. Participation in international exhibitions has begun (the portrait in Isogel received a silver medal at an exhibition in Italy). It was a real opportunity to get acquainted with various graphic movements in the world of art photography, as the organizing committees sent catalogs to exhibitors.

In the 60's, I began to publish in the Odessa youth newspaper and in the newspaper "Evening Odessa". Ilya spent about six months in Moscow, where, as a freelancer, he shot for APN (Novosti Press Agency). The unpleasant side of this work was that the captured film came at the disposal of the publisher, and the negatives did not return to the author.

Having returned to Odessa, he renewed contacts with young artists (Lusik Mezhberg, Misha Cherry, Sasha Anufriev, Volodya Strelnikov, Lucien Dulfan, Alexander Roitburt, all of them are the future "second avant-garde"). The journalist and collector Yevgeny Golubovsky supported young artists, helping them to exhibit and realize their work.

He often invited me as a photographer to accompany him when visiting these guys apartment studios. Communication with artists, viewing works and comments by Golubovsky became a wonderful school: they developed artistic taste, a sense of color and composition.

For young artists and photographers to get to the pages of Soviet publications was a pipe dream. No "innovations" were allowed. No nudity, no street life, nostalgic still lifes. For artists and photographers, exhibitions were the only way to demonstrate their work, and even then under the supervision of party bodies. Artists, not members of the Union, could not officially sell their work through a gallery or at an exhibition, but they (not all) were helped by the Union of Artists Foundation, which gave orders. Photographers did not even have such opportunities. As a rule, they had to work at enterprises during the day. The photography occurred in the evenings and weekends. Contacts with artists helped me create a series of "Portraits of Artists".

In the early 80's, I left the design bureau and went to work as a head of the photo laboratory of the Odessa Theater and Technical Art School. The shooting of bright, colorful and, at those times, talented works of students was carried out, on black-and-white film (imported color film was in short supply, the Soviet one was of poor quality). I worked at the school before moving to Israel in 1991.

From 1992 to the present, I have been photographing for the Vesti newspaper. My photo archive is probably of interest to a specialist who studies the history of “Gush Katif” before the demarcation, the period of intensive repatriation (flights of the ship “Shostakovich”), weekdays and holidays at “Beit-Ole" le”. ”

 

Ilya did not mention the photo reports from scenes and the vivid report of “The Second Lebanon War:"A look from Haifa, which got not only on the pages of the newspapers, but also on the exhibition stands. Ilya remained the "chronicler of Aliya" (repatriation) almost until to the last days of his life.

Ilya compiled this autobiography for a personal exhibition held in Haifa in 2016 with the support of the Ministry of Aliyah&Absorption and the "Zafon" photo club.

In 2015, in Ramat Gan (a city next to Tel Aviv) in the Museum of  the Russian Art, Maria and Mikhail Tseytlinyh held the exhibition "Photos as texts of the Soviet era". The idea, formulated by curator Lesia Voyskun, is to compare the official photo (the works of Yevgeny Shishko, which has been published in central party newspapers and magazines in Lithuania for more than forty years) and the informal direction - pictures of Odessa engineer and amateur photographer Ilya Gershberg. The author-compiler of the catalog Lesya Voyskun writes: “Odessa itself is the invariable hero of photographs of Gershberg: its city courtyards, the famous Privoz market, Odessa port, pioneer camps and the Black Sea beaches" .These works evoke associations with pictures of the“ decisive moment ”by Henri Cartier-Bresson, and also reminiscent in their aesthetics of shots from films of Soviet cinema of the early 60's and Italian neorealists, who turned the ordinary and everyday into an object of art. ”

 

In 2016, Odessa residents staged an exhibition of photographs by Ilya Gershberg entitled “Portraits of Black and White History”. We quote the compiler of the catalog, Evgeny Golubovsky: “It is so nice sometimes to look back and see everyone young. Overflowing with plans, romance, irony and cheerful. Yes, they were like that. Odessa artists of the sixties - eighties, And they remained so in the photographs of Ilya Gershberg. After all, nothing is needed, To be in the place where the event takes place and capture it on film. This is exactly what I. Gershberg managed. Therefore, before us is a panorama of portraits of the protagonists of the Odessa art underground, the “apartment block” in the house of Alla Shevchuk - paintings by Vladimir Strelnikov are posted and the most important event is the “Fence Exhibition” ... Not only artists, but their wives, girlfriends ... I'll tell you about one shoot - in the workshop of Lucik Dulfan. I warned him that I would not come alone, but with a photographer ... I did not take into account the psychology of the famous inventor Dulfan. He prepared, dressed like an oriental merchant, stood in Napoleonic poses and least of all wanted to take pictures of the paintings. ”

A small detail: according to Golubovsky, Ilya printed in large format photographs of Strelnikov and Anufriev near his paintings, and then these artists painted their paintings directly on the photographs.

In Israel, Ilya, of course, became close to artists, and not only to former residents of Odessa. So a series of photographs appeared in the village of Ein Hod. Artists, where some of them managed to settle down and at the Basis School of Art, created in the early 90's by the sculptor from Lithuania David Zundelovich, which is taught at mainly by Russian-speaking artists and sculptors.

Important for Ilya was the period of work in tandem with the journalistic Judith Agracheva. One of the directions of their activity was the search and recording of stories of people who survived the Holocaust of European jews. Their faces and amazing evidence gathered in Agracheva’s articles should, in Ilya’s deep conviction, be preserved in one form or another.

As a result of trips from Agracheva around the country, Ilya’s archive was replenished with photographs of famous refuseniks, prisoners of Zion.

Ilya’s photojournalistic activities took place at a turning point - the transition from good old photography to “digital”. There was a time when it was required to instantly print the picture and immediately send it to the newspaper in Tel Aviv with a courier. Ilya complained that “the progress is too fast”, but fully mastered the new situation. And the suitcase of negatives exported from Odessa, transferred to digital storage.

It is impossible to come to terms with the fact that Ilya Gershberg himself went down in history.

Now the exhibition hall in Beit Ola (House of Repatriates) bears his name, which was taken care of by Ilya’s friends at the "Zafon" photo club.

WhatsApp%20Image%202020-07-04%20at%2011.

1932 - 2017 

Автобиография фотографа

«Мое увлечение фотографией пришлось на первые послевоенные годы. В это время не существовало ни учебных пособий, ни фотоклубов, ни каких-либо курсов. Доступны лишь были старые учебники, где объясняли, как фотографировать на стеклянные пластинки, и перечислялись химикаты для обработки, которые давно исчезли из продажи. Издавался единственный на всю страну журнал  "Советское фото" с социально ориентированными производственными фотографиями.

Фотографическая жизнь оживилась в середине 50-х годов. Появились коллеги – любители фотографии, брошюры с элементарными сведениями по фототехнике. Но основной прорыв в освоении фотографии во всем ее многообразии произошел после начала распространения в Союзе замечательного чешского журнала-ревю "Фотография". Стало ясно, что фотография – это не технический монстр, а искусство.

Очень много мне дало знакомство с талантливым московским фотомастером Александром Виханским. Его работы открыли для меня другой мир – мир художественной фотографии. Большое влияние прибалтийских фотохудожников несомненно – это Гунар Бинде, Вильгейм Михайловский и др. В эти же годы в моем городе открылся  фотоклуб "Одесса". Началась и эпопея участия в международных выставках (портрет в изогелии получил серебряную медаль на выставке в Италии). Это была реальная возможность ознакомиться с различными изобразительными течениями в мировой художественной фотографии, поскольку организационные комитеты присылали участникам выставок каталоги. 

В 60-е годы я стал печататься в молодежной одесской газете и в газете "Вечерняя Одесса". Около полугода провел в Москве, где, как внештатник, снимал для АПН (Агентство печати "Новости"). Неприятная сторона этой работы заключалась в том, что отснятая пленка поступала в распоряжение редакции, и негативы автору уже не возвращались. 

Вернувшись в Одессу я возобновил контакты с молодыми художниками (Люсик Межберг, Миша Черешня,  Саша Ануфриев, Володя Стрельников, Люсьен Дульфан, Александр Ройтбурд, все они – будущий "второй авангард"). Журналист и коллекционер Евгений Голубовский поддерживал молодых художников, помогая им выставляться и реализовывать свои работы. Он часто приглашал меня как фотографа  сопровождать его при посещениях квартир-мастерских этих ребят. Общение с художниками, просмотр работ, комментарии Голубовского стали замечательной школой: развивали художественный вкус, чувство цвета и композиции.

Для молодых художников и фотографов попасть на страницы советских изданий было несбыточной мечтой. Никакие "новации" не допускались. Никакой "обнаженной натуры", никаких "стрит лайф", ностальгических натюрмортов. Для художников и фотографов единственной возможностью демонстрировать свои работы оставались выставки, да и то под надзором партийных органов. Художники, не члены Союза, не могли официально продать свою работу через галерею или на выставке, но им (далеко не всем) помогал Фонд  Союза художников, который давал заказы. У фотохудожников даже таких возможностей не было. Им приходилось, как правило, днем работать на предприятиях. На фотографию оставались вечера и выходные дни. Контакты с художниками помогли мне создать серию "Портреты художников".

В начале 80-х я уволился из конструкторского бюро и перешел на работу заведующим фотолабораторией Одесского театрально-технического художественного училища. Съемка ярких, красочных и, порой, талантливых работ студентов велась, увы, на черно-белую пленку (импортная цветная пленка была в дефиците, советская – некачественная). В училище я проработал до репатриации в Израиль в 1991-м  году.

С 1992-го года и по настоящее время фотографирую для газеты «Вести». Мой фотоархив, вероятно, представляет интерес для специалиста, изучающего историю "Гуш Катиф" до размежевания, период интенсивной репатриации (рейсы теплохода "Шостакович"), будни и праздники "Бейт-Оле"».  

 

Илья не упомянул фоторепортажи с места событий и яркий  репортаж «Вторая ливанская война. Взгляд из Хайфы», который попал не только на страницы газеты, но и на стенды выставки.  Илья оставался "фотолетописцем Алии" (репатриации) почти до последних дней жизни.

А эту автобиографию  Илья составил для персональной выставки, состоявшейся в  2016-м году в Хайфе при поддержке Министерства алии и абсорбции и фотоклуба  «Цафон». 

В 2015-м в Рамат-Гане (город, примыкающий к Тель-Авиву) в музее русского искусства им. Марии и Михаила Цейтлиных проходила выставка  «Фотографии как тексты советского времени». Идея, сформулированная куратором Лесей Войскун, – сопоставить официальную фотографию (работы Евгения Шишко, который более сорока лет печатался в центральных партийных газетах и журналах Литвы) и неформальное направление – снимки одесского инженера и фотолюбителя Ильи Гершберга. Автор-составитель каталога Леся Войскун пишет: «Неизменным героем фотографий Гершберга является сама Одесса: ее городские дворики, знаменитый рынок Привоз, одесский порт, пионерские лагеря и черноморские пляжи... Эти работы вызывают ассоциации со снимками "решающего момента" Анри Картье-Брессона, а также напоминают по своей эстетике кадры из фильмов советского кинематографа начала 60-х и итальянских неореалистов, которые превращали обыденное и повседневное в предмет искусства».

Одесситы  в 2016-м устроили выставку фотографий Ильи Гершберга  под названием «Портреты черно-белой истории». Цитируем составителя каталога Евгения Голубовского:  «Как приятно иногда оглянуться и увидеть всех молодыми. Преисполненными планов, романтичными и ироничными, неунывающими. Да, они были такими. Одесские художники шестидесятых – восьмидесятых. И такими остались на фотографиях Ильи Гершберга.  Нужно ведь всего ничего. Оказаться в том месте, где происходит событие, и запечатлеть его на пленке. Именно это и удалось И. Гершбергу. Поэтому перед нами и панорама портретов главных действующих лиц одесского художественного андерграунда, "квартирник" в доме Аллы Шевчук – вывешены картины Владимира Стрельникова, и самое главное событие –  "Заборная выставка"... Не только художники, но их жены, подруги... Расскажу об одной съемке – в мастерской Люсика Дульфана. Я предупредил его, что приду не один, а с фотографом... Я не учел психологии знаменитого выдумщика Дульфана. Он подготовился, оделся, как восточный купец, стоял в наполеоновских позах и меньше всего хотел, чтобы фотографировали картины».

Маленькая деталь: по свидетельству Голубовского, Илья напечатал в большом формате фотографии Стрельникова и Ануфриева возле своих картин, а затем эти художники расписали свои картины прямо на фотографиях.

В Израиле Илья, конечно же, сблизился с художниками, и не только с бывшими одесситами. Так появились серии фотографий, сделанных  в деревне художников Эйн-Ход, где некоторые из них сумели обосноваться, и в школе искусств «Басис», созданной в начале 90-х скульптором из Литвы Давидом Зунделовичем, в которой преподают, в основном, русскоязычные художники и скульпторы. 

Важным для Ильи был период работы в тандеме с журналисткой Юдит Аграчевой. Одним из направлений их деятельности стал поиск и запись рассказов людей, выживших в Катастрофе европейского еврейства. Их лица и потрясающие свидетельства, собранные в статьях Аграчевой, должны быть, по глубокому убеждению Ильи, сохранены в то или иной форме.

В результате поездок с Аграчевой по стране архив Ильи пополнился и фотографиями известных отказников, узников Сиона.

Фотожурналистская деятельность Ильи пришлась на переломный период – перехода от старой доброй фотографии к «цифре». Было время, когда требовалось молниеносно отпечатать снимок и тут  же с курьером отправить его в редакцию газеты в Тель-Авиве. Илья сетовал на то, «прогресс идет слишком быстро», но в полном объеме освоился с новой ситуацией. А чемодан негативов, вывезенных из  Одессы, перевел на цифровое хранение. 

Невозможно смириться с фактом, что сам Илья Гершберг ушел в Историю.

Теперь выставочный зал в «Бейт Оле» (Дом репатриантов) носит его имя, о чем позаботились друзья Ильи по фотоклубу «Цафон».